O фильмax прo ксeнoмoрфoв нaпoминaeт eщё и структурa xoррoрa Capcom. Пeрвaя пoлoвинa игры пoдрaжaeт «Чужoму» Ридли Скoттa (клaустрoфoбия, стрax, прятки oт нeубивaeмoгo мoнстрa), втoрaя — oтвeшивaeт пoклoны сиквeлу Джeймсa Кэмeрoнa (oтстрeл твaрeй в тeсныx прoстрaнствax).
«Вeдьмa из Блэр: Курсoвaя с тoгo свeтa»
Кaк тут нe вспoмнить сцeну пoгoни с Джeкoм Тoррeнсoм из кубрикoвскoгo «Сияния»? Ричaрд Пирси, вeдущий сцeнaрист Resident Evil 7, oбoжaeт твoрчeствo Кубрикa. Любoвь прoявилaсь и в рaбoтe нaд сeдьмoй чaстью сeриaлa Capcom. «Иди сюдa, свинкa!», — прoдoлжaeт издeвaться злoдeй, крушa стeны лoпaтoй. «Всe кoнчeнo, мaлыш», — рычит Джeк Бeйкeр, прeслeдуя Итaнa. Об этом понятно уже по твиттеру разработчика, в котором тот не перестает петь хвалебные оды «Сиянию».
Не забыт и ремейк «Зловещих мертвецов» 2013 года, откуда японцы вычерпали всю кровь, грязь и натуралистичность для своего проекта. В замогильно-серьёзной ленте Федерико Альвареса зло вселяется в темноволосую девушку по имени… Мия. Не думаем. Совпадение?
В Resident Evil 7 знаменитая сцена воспроизведена близко к оригиналу: Мия освобождает Итана из сгустка затвердевшей плесени. В финале шедевра Джеймса Кэмерона Рипли выцарапывает Ньют из кокона Королевы Чужих. Надо ли говорить, что огнемет и коконы с насекомыми, которые откладывает Маргарита Бейкер в теплице, оказались в Resident Evil 7 неспроста?
«Чужие»
«Полтергейст»
Автор текста: Владимир Салдан
Предупреждаем: в тексте встречаются сюжетные спойлеры к Resident Evil 7. Поэтому, если вы ещё не прошли игру, трижды подумайте, готовы ли раньше времени узнать тайны безумного семейства.
Алтарь в лесной чаще. По кругу. Смельчак в белой рубашке, шагающий в сердце тьмы. Как говорил один харизматичный мизантроп, всё, что мы сделали или сделаем, будет повторяться снова и снова по кругу. Имена не важны, ведь всё повторяется. Луизиана, машина на безлюдном шоссе. Чудовище в человеческом обличье, живущее в ветхом, заваленном хламом доме. Когда-то это место называли Каркозой, а теперь оно стало обителью Бейкеров. Снова и снова.
Прогуляемся по тёмным коридорам и посмотрим на выставочные экспонаты обители зла. Искусно жонглировать цитатами, аллюзиями и заимствованиями, выстраивая из них цельные и самодостаточные сюжеты, умеют не только Тарантино и авторы третьего «Ведьмака». Не верите? Сотрудники Capcom этот трюк тоже успешно освоили. Дом маньяков-каннибалов Бейкеров не просто под завязку набит отсылками к классическим фильмам ужасов, он сам — интерактивный музей истории хоррора.
Конструктор Джон Крамер давно мёртв, но дело его живет. Запертая комната, механическая кукла, садистские головоломки — Лукас, как и Конструктор, умеет преподать урок эффективной мотивации и тайм-менеджмента. Игру на выживание. Итан, играя с огнем, оказывается не в пример удачливее. В триллере «Пила» 2004 года одна из жертв Конструктора сгорает заживо, не успев решить загадку со свечой. Лукас Бейкер, подобно злодею из триллеров «Пила», похищает людей и предлагает «сыграть в одну игру».
Семейный ужин каннибалов — хрестоматийный эпизод «Техасской резни», который обыгрывали многие подражатели Тоба Хупера («Дом 1000 трупов», «Граница», «Адский мотель»). Не удержались от соблазна и сотрудники Capcom. Сравните, например, внешность парализованной Эвелины со стариканом из «Резни»: если бы у бабушки был молоток, она была бы дедушкой.
Сотрудники Capcom тоже помнят о великом фильме Дэвида Финчера и гениальном дизайне Кайла Купера: закрывающие титры Resident Evil 7 перемежаются газетными вырезками, архивным видео и дневниковыми записями. Джон Доу одобряет!
Источник: 4pda.ru
«Сияние»
Правда, в творении Тоба Хупера всё обставлено гораздо абсурднее: шериф с тремя бензопилами против семейки каннибалов. Дуэль Итана с Джеком на бензопилах разработчики подглядели во второй «Резни».
Бесславная кончина сам-себе-режиссёров, запечатлённая на VHS-кассету, обыгрывает финальные кадры «Ведьмы из Блэр». «Ведьма» — не первый псевдодокументальный ужастик (основоположником был «Ад каннибалов»). Но именно эта лента 1999 года популяризировала жанр found footage: толпа балбесов с видеокамерой отправляется в опасное место, чтобы на потеху зрителям слабоумно и отважно помереть. В новом хорроре Capcom премия Дарвина настигает троицу блогеров (подмигивание «Искателям могил»), охотящихся на привидений в старом доме Бейкеров.
«Семь»
Торренс попал под влияние паранормального зла, живущего в отеле «Оверлук». Бейкер пал жертвой биологического зла по имени Эвелина, опутавшего черной плесенью поместье. Два Джека, две трагических судьбы. Дело не только в узнаваемом безумии, набухающем в бездонных блюдцах зрачков антигероев, или в почти дословных репликах. Куда важнее сюжетная рифма: оба Джека изначально не были садистами или психопатами.
Отвешивать реверансы кинематографу Resident Evil 7 начинает уже в прологе: темноволосая девушка Мия, глядя в объектив камеры, рассказывает о поездке и обещает скоро вернуться. Но пропадает без вести. Похожая сцена открывает и фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», в котором студентка-кинематографистка вместе с друзьями бесследно исчезает в лесу.
Нельзя просто так сделать игру о деревенских маньяках из Луизианы и не процитировать первый сезон культового сериала HBO. И хотя дословных цитат в Resident Evil 7 немного (кадр с автомобилем героя, захламленная кухня), эстетика «Настоящего детектива» выпирает из всех щелей людоедского особняка.
Наследие «Звонков» проявляется в Resident Evil 7 не только в эксплуатации образа девочки-вируса или в эпизодах с проигрыванием видеокассет. Раз уж зашла речь о зловещих девочках и шумящих телевизорах, вспомним о творчестве японского режиссера Хидео Накаты, подарившего миру один из главных символов хорроров нулевых. Но также и в те леденящие душу моменты, когда на Итана из темноты медленно, но неотвратимо надвигается нечто со спутанными черными волосами.
Девочка перед телевизором, подёрнутом рябью статических помех, — иконическая сцена из «Полтергейста» Тоба Хупера. Классика языка ужасов. Образ не менее узнаваемый, чем, скажем, кричащая в душе девушка из хичкоковского «Психо». В Resident Evil 7 перед экраном сидит юная Эвелина, когда мы впервые встречаем её на корабле.
«Изгоняющий дьявола»
«Зловещие мертвецы»
«Настоящий детектив»
Даже схватка Итана с Маргаритой в теплице обыгрывает бой Эша с Генриеттой. Итан на бледно-желтой машине, как и персонаж Брюса Кэмпбелла, мчит в злополучную хижину в лесу. Далее — узнаваемый эпизод с отрезанием руки. Он же, подобно Эшу Уильямсу из сиквела, убивает любимую женщину, но она возвращается с того света и пытается распополамить его бензопилой. Загибайте пальцы.
В последующих выпусках эта традиция сохранилась. К седьмой части восхищение нетленкой Тоба Хупера приобрело характер религиозного поклонения: японцы позаимствовали типажи персонажей, монтажные приёмы, сюжетные ходы и декорации. Скажем, обратите внимание на качели возле дома Бейкеров и на холл рядом с лестницей на второй этаж. Признаваться в любви «Техасской резне» 1974 года начал ещё Синдзи Миками в Resident Evil 4, натравливая на Леона Кеннеди выродков с бензопилами.
Минуту назад Мия хотела расцеловать и обнять Итана, а сейчас, словно в неё бес вселился, бросается с ножом на дражайшего супруга. Однако инфернальное обаяние «Изгоняющего дьявола» ощущается во многих сценах с бесноватой Мией. Дважды оскароносная лента Уильяма Фридкина обогатила в 1973-м палитру киноужасов темой одержимости. Не пора ли звонить экзорцисту? В Resident Evil 7 никто не засовывает распятия в интересные места и не поминает демона Пазузу незлым тихим словом.
Мутировавший Джек Бейкер, которого усмиряет герой Resident Evil 7 в лодочном сарае, похож на финального демона из «Зловещих мертвецов 2»: ах, эти глаза напротив. Посредственности заимствуют, гении — воруют. Нашлось и применение обложке «Некрономикона»: ожила, расплылась чернильной медузой и напала на Итана. Финальная схватка со злом в «Семёрке» отзеркаливает эпизод с ожившим деревом из второго фильма Сэма Рэйми.
«Пила: Игра на выживание»
«Техасская резня бензопилой»
Кульминационная сцена «Ключа от всех дверей» происходит в окрестностях дома: ночь, болото, ливень, молодая девушка прячется от злобной старухи с фонарём. События фильма разворачиваются на окраине Нового Орлеана — в старинном особняке, окруженном топями и лесами. Ну здравствуй, сестрица Маргариты Бейкер. Шорохи, скрипы, амулеты вуду и липкая атмосфера кошмара — знакомо? Чем вдохновлялись разработчики «Семёрки», придумывая ветхий дом на сваях, в котором полно атрибутики вуду? Наиболее вероятный ответ: мистическим триллером «Ключ от всех дверей» 2005 года.
Да, всё это относится к дедайтам — кандарийским демонам из саги о «Зловещих мертвецах», с которыми Эш Уильямс сражается не покладая бензопилы с 1981-го. Готовы без устали преследовать жертву, осыпая её скабрезностями и проклятиями. Они агрессивны и сильны. Умеют отращивать отрубленные части тела и практически бессмертны. Но похожими способностями обладают и Бейкеры. Подвержены мутациям и могут увеличиваться в размерах. Не удивляйтесь, пересечений с лентами Сэма Рэйми у творения Capcom столько, что его впору переименовывать в Resident Evil 7: Evil Dead.
«Звонок»
Помните вступительную заставку триллера «Семь»? Что общего у мрачных ремейков «Рассвета мертвецов» и «Кошмара на улице Вязов» с комедиями «Один дома», «Последний герой боевика» и «Люди в черном»? Досрочный ответ команды знатоков: Кайл Купер. Вы, возможно, не слышали об этом дизайнере, но наверняка видели его вступительные титры к голливудским блокбастерам, телесериалам и видеоиграм (он приложил руку ко второй, третьей и пятой частям Metal Gear Solid).
«Ключ от всех дверей»