Этo былo сдeлaнo для пoлучeния дoкaзaтeльств тoму, чтo пчeлы мoгут нaучиться дeлaть чтo-тo, нe связaннoe нeпoсрeдствeннo с иx пoвeдeниeм в eстeствeннoй oкружaющeй среде.Процесс дрессировки пчел производился тремя разными способами, в первом случае пчелам показывали то, как уже дрессированная пчела катит шарик, во втором случае ученые катали шар по поверхности при помощи магнита, а в третьем случае шар изначально находился в отверстии, в импровизированных «футбольных воротах». И крошечный мозг пчел сработал на удивление хорошо, почти все насекомые старались закатить в центр самый ближний к нему шар. И во всех трех случаях в конце каждого этапа дрессировки пчел ожидало угощение — сладкий концентрированный раствор сахарозы.Наибольших успехов добились те пчелы, которым было позволено наблюдать за тем, как другие пчелы выполняют задачу с мячом. Более того, все пчелы справлялись с задачей даже при изменении цвета и размеров шарика.»Все пчелы решали поставленную им задачу по-своему. Loukola), один из исследователей, — «Все это демонстрирует нам внушительные способности пчел к обучению, проявлению гибкости их поведения, невзирая на малый объем их мозга». Однако, до последнего времени бытовало мнение, что более простые организмы, пчелы, в данном случае, неспособны к обучению и приобретению новых навыков в процессе дрессировки из-за малого размера их мозга и его небольшой сложности. Более того, некоторые из «новобранцев» даже изменили в лучшую сторону способ выполнения задачи, делая все быстрей и эффективней, нежели их «учителя».После первоначального обучения ученые усложнили задачу, они разместили на поверхности поля три шара, находящиеся на разном расстоянии от центрального отверстия. Но вот что говорят по этому поводу ученые из университета Королевы Мэри в Лондоне (Queen Mary University of London, QMUL): «Результаты наших исследований являются последним гвоздем в крышке гроба, внутри которого похоронена идея о том, что маленький мозг ограничивает способности насекомых к обучению и гибкость их поведения».В своих исследованиях группа из Школы биологических и химических наук QMUL, возглавляемая профессором Ларсом Читтка (Lars Chittka), обучила пчел играть в своего рода одиночный мини-футбол, закатывать шар в отверстие, находящееся в центре поля. Но после того, как ученые приклеили два шара к поверхности, оставив свободным только самый дальний шар, пчелы справились со своей задачей. Высшие животные, такие, как обезьяны, собаки и дельфины, отлично поддаются процессу дрессировки. Лоукола (Olli J. Это говорит о том, что они не просто повторяли то, что им было показано в процессе дрессировки, они делали это осмысленно и вносили в процесс некоторые свои корректировки» — рассказывает Олли Й.